ГОРОД НА МОЛОГЕ

     Свое имя теперешний город на Мологе получил от небольшого поселка, выросшего вокруг станции Пестово Октябрьской железной дороги (бывшей Кировской).

    Пестово – один из самых молодых городов Новгородской области. 12 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР бывший рабочий поселок был переименован в город районного значения.

     Началом зарождения поселка Пестово можно считать строительство небольшого лесопильного завода на берегу Мологи, где пилили доски, изготовляли шпалы для строящейся железной дороги.

     Для того, чтобы достроить железную дорогу и быстрее приступить к разработкам лесных богатств края, советское правительство заключило в 1923 году с правительством Германии соглашение на концессию «Мологалес».

     Вот что вспоминает о том периоде кавалер ордена “Знак Почета”, бывший работник лесокомбината Федот Иванович Карпов:

     -“В 1923 году в верхнем бассейне реки Молога была организована советско-германская концессия «Мологалес». Концессионеры решили построить на пересечении железной дороги с трактом Валдай – Череповец лесопильный завод. Они намеревались поставлять пиломатериалы, в основном – на экспорт, через Ленинградский порт”.

     Павел Степанович Виноградов, ветеран труда лесокомбината, рассказывает: “Я приехал в эти, тогда еще необжитые места, в 1923 году. В мае 1924 года началось строительство завода.

     На маленькой проходной появилась вывеска больших размеров с буквой “М” и маленькой елочкой над ней. Котлованы под здание завода и машинного помещения люди копали лопатами, землю отвозили на тачках, бревна, строительный материал переносили в основном на плечах. 6 декабря 1924 года завод начал работать. Четыре пилорамы, один обрезной станок, две торцовки и строгательный станок – вот и все оборудование. Рамы приводились в движение локомобилем “Вольф”. Первыми рамщиками были: Кузьма Богданов, Петр Кононов, Николай Кузин, Федор Богданов. Завод в то время выпускал простейшие виды пиломатериалов и ящичной тары. Сдельных расценок не было, зарплата начислялась по тарифно-часовым ставкам. На работу принимали только физически крепких людей. Мне тогда было всего 18 лет, и меня вначале на завод не взяли. О какой-либо охране труда нечего было и думать, поэтому нередко происходили несчастные случаи, высок был производственный травматизм. Столовой не было, обед люди приносили с собой”.

     А вот что рассказывает ветеран труда Дмитрий Филиппович Травников:

     “Свою работу на лесозаводе я начал в 1925 году. До этого ежедневно перед началом смены приходил к проходной в надежде получить работу. Так называемый “смотрак” набирал рабочую силу в свой цех. После обора физически крепких рабочих ворота закрывались. Оставшиеся, желающие работать, вновь приходили к началу 2 и 3 смен к проходной или прямо на элеватор по выгрузке леса с реки Молога. За год я отработал во всех цехах завода. Заработная плата была низкой, и зачастую ее вовремя не давали.

     Концессионеры не стремились к созданию нормальных жилищных условий для рабочих. Они построили так называемый “белый дом” для администрации завода. Для рабочих на Производственной улице были сооружены два барака каркасно-засыпного типа, такой же на берегу реки Молога. Дела концессионеров шли туго, к 1926 году они задолжали по договору нашему государству значительную сумму, задержка зарплаты рабочим на две недели привела к забастовке. На работу приходили своевременно, но к ней не приступали, одновременно несли охрану объектов предприятия от посягательств концессионеров. Была принята рабочая резолюция, с которой рабочие обратились в свой окружной комитет профсоюза, и оттуда прислали своего представителя – товарища Любимова, который потребовал от администрации концессии немедленного денежного расчета. Однако денег у концессионеров не оказалось. Рабочие объявили всеобщую стачку, а Любимов возглавил стачечный комитет. На митингах рабочие требовали улучшение условий труда и быта, протоколы направлялись в адрес советского правительства с просьбой расторгнуть договор с концессионерами. Администрации концессии  пришлосьуплатить рабочим не только за их труд, но и за вынужденный прогул”.

     Из воспоминаний Кузьмы Федоровича Богданова:

     Вблизи машинного отделения стояли два громадных локомобиля, возвышалась огромная дымовая труба, сложенная из огнеупорного кирпича. Стояла она много лет и была разобрана уже после войны. В 1924-1925 годы были установлены два электрогенератора. Электроэнергия от них шла не только на лесорамы, но и для освещения территории завода и цехов. Одновременно со строительством завода было построено здание заводоуправления в немецком стиле с колоннами и шпилем на крыше, рядом была построена столовая с большой полукруглой верандой. Для жилья рабочих завода соорудили большой деревянный барак. Находился он на углу улиц Первомайская и Производственная. Жили в нем рабочие завода, прибывающие из дальних деревень. Жители ближайших деревень – Русское Пестово, Афимцево, Плесо, Дурманы, Струги, Стинькино, Тимофеево, Мирово – ходили ночевать домой.

      На заводской стороне строительство велось интенсивными темпами. К 1925 году было построено здание почты на углу улиц Почтовая и Заводская, существовавшее примерно до 1950 года. После того, как почта переехала в новое здание, там была устроена гостиница.

     Расширяло свою торговую сеть потребобщество, начали строить большие деревянные склады, магазины, ларьки.

     С годами Пестово росло, население увеличивалось. По реке Молога ходили пассажирские пароходы. Они шли из Устюжны и Веьегонска. Пароходы назывались “Гаршин” и “Судостроитель”, были колесные, но комфортабельные. Пароход ходил ежедневно, два раза в день. В воскресенье и праздничные дни на берегу Мологи, на пристани, собиралось много народу. Приходили просто посмотреть, походить внутри парохода. Там имелся буфет, и можно было с удовольствием выпить бутылочку пива. Стоянка парохода длилась три часа. Пассажиров и грузов набиралось много. В пути пароход делал остановки в Устье-Кировском, Крутце. От Пестова до Устюжны можно было добраться за шесть часов. Пристань парохода находилась в том месте, где в берег реки упирается улица Шмидта. Пароходы ходили по Мологе несколько лет, а когда река обмелела, судоходство прекратилось.

     Одновременно с лесозаводом в Пестове появились и другие промышленные предприятия. Так, Пестовский промкомбинат образован в 1924 году на базе кирпичного завода, который находился в местечке Волохово за деревней Афимцево и занимался производством кирпича и черепицы для нужд района.

     Заготовкой леса в районе занимался Пестовский леспромхоз, имевший 4 лесопункта – в Еремине, Быкове, Тарасове и Пестове.

     На отходах лесного сырья работала контора “Ленхимлес”. Сплавом леса занималась Мологская сплавная контора, входившая в состав “Ленлесосплава”. Работал “Союзмаслопром” и 767 заведений кустарной промышленности.

     В июле 1927 года декретом Советского правительства немецкая концессия “Мологалес” была ликвидирована , а завод передан государственному деревообрабатывающему тресту “Севзаплес”. Первым директором стал Владимир Федорович Богданов, бывший рабочий.

     По словам ветерана производства Григория Ивановича Данилова, это был руководитель нового типа, требовательный к себе и подчиненным.

     Постановлением ВЦИК СССР от 1 августа 1927 года было введено новое административно-территориальное деление и создан Пестовский район Ленинградской область. Первым председателем райисполкома был избран Ефим Назарович Соловьев. Вместе с организацией райисполкома были созданы и его отделы: РОНО, РАЙЗО, финансовый и другие.

     Постановлением Президиума ВЦИК от 19 сентября 1927 года поселок Пестово получает статус рабочего поселка. В его состав входит железнодорожная станция, сам поселок, лесопильный и старый лесопильный заводы. Пестово стал районным центром. Немного позднее был образован поселковый Совет. Первым председателем поссовета был Дмитрий Филиппович Травников. В поселке Пестово на 1 января 1927 года проживало 6200 человек.

     В связи с ликвидацией волостей произошла реорганизация на селе. Ликвидировались сельские общества и были организованы сельские Советы. Всего в районе было организовано 22 сельсовета. В 839 сельских населенных пунктах района проживало 28100 человек.

     В 1930 году было закончено строительство двухэтажного здания райисполкома, и в августе 1930 года райисполком переехал в новое здание, а в старом была открыта столовая. За годы первой пятилетки на лесозаводе произошли первые перемены. Были построены два новых элеватора для выкатки леса, модернизирована биржа пиломатериалов и лесопильный цех, начата механизация производства. В это время вводится в строй новый деревообрабатывающий цех ширпотреба. Производство возросло втрое. Продукция предприятия в основном шла на экспорт. При концессионерах годовой распил сырья на заводе не превышал 65 тысяч кубометров. Только за 1-ю пятилетку он достиг 178 тыс. куб. в год. Выпуск пиломатериалов за один 1932-й, завершающий год первой пятилетки, увеличился почти на 22 тысячи и достиг 122 тысяч кубометров. На предприятии широкий размах получило стахановское движение. Почти вдвое перевыполняли нормы выработки Василий Безднин и Иван Зверев, группа плотников цеха по изготовлению деревянных ферм для строительства мостов.

     Широко развернулось культурно-бытовое строительство. Для рабочих были построены клуб, столовая, детские ясли, баня, 15 двухэтажных жилых домов, возведен двухэтажный дом, где разместилась молодежная коммуна, организованная комсомольцами.

     В 1935 году выпуск ящичной тары вырос почти в три раза, а товаров ширпотреба – в 14 раз. Производительность труда выросла за три года на 25 процентов.

     Конечно, в основе этих достижений был самоотверженный труд заводского коллектива. На предприятии совершенствовались формы передовых методов труда. Люди показывали образцы трудового героизма. Вот имена первых ударников стахановского движения: Николай Рыбин, Павел Ершов, Павел Виноградов, Иван Белов.

     В 1936 году Советское правительство вынесло решение: ввести двадцатикилометровую водоохранную зону в бассейне Волги. В связи с этим были прекращены лесозаготовки на берегах Мологи, что значительно сократило поставки сырья заводу, поэтому он стал выпускать другие виды продукции – мебель, предметы обихода.

     В 1938 году за распространение на производстве стахановских методов труда, обеспечивших высокую производительность, приказом Наркомлеса СССР станочник Михаил Николаевич Лебедев, начальник цеха Василий Тимофеевич Виноградов и плотник Дмитрий Иванович Немин были награждены знаками “Почетный работник лесной промышленности”.

                                                            Газета “Наша Жизнь” №20 от 9.03.2004г.

 

На главную | фоты г.Пестово | Welcome to Pestovo | Город на Мологе | Пестово | Пестовский район в годы войны | Молога |

 

Hosted by uCoz